Теоретические основы местного налогообложения в украине

Планируется ввести также местный налог на доходы физических лиц, который устанавливается в размере от 1 до 3 процентов дополнительно к ставкам налога, установленных для соответствующих налоговых шкал законодательством по вопросам налогообложения доходов физических лиц. Однако он может быть введен только после вступления в силу Закона Украины о налоге на доходы физических лиц, где также соответственно будет уменьшено ставки налога.

К местного налога предлагается отнести и налог на недвижимое имущество. Однако объект налогообложения, его ставки и порядок взимания будут установлены Законом Украины «О налоге на недвижимость», что в настоящее время находится на рассмотрении в Верховной Раде Украины.

Кроме того, к местным налогам предлагается отнести плату за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности, порядок взимания которого и перечень видов предпринимательской деятельности, осуществление которых требует приобретения такого патента, устанавливается отдельным законом.

Предполагается значительное уменьшение предельных размеров ставок по некоторым платежей. Так, если сейчас предельная ставка рыночного сбора для юридических лиц составляет три минимальных зарплати — 222 грн., Для физических — 20% минимальной зарплаты (14.8 грн.), То согласно новому законопроекту предельные ставки рыночного сбора изменяются от 0.5 до 3 грн. (при торговле продовольственными и промышленными товарами) и от 2 до 50 грн. (при продаже автотоваров). Предельный гостиничного сбора в настоящее время составляет 20% стоимости наемного жилья. В новом законе предусмотрено его уменьшение до 8%. Предельная граница действующей ставки сбора за разрешение на размещение объектов торговли составляет 340 грн., Сейчас предлагается в пределах от 20 до 100 гривен и при его продолжении плата не будет взиматься. Вместе с тем предполагается расширение базы этого сбора за счет его распространения на сферу бытовых услуг.

Согласно перечня местных сборов предлагается ввести два новых.

Экологический сбор, является компенсацией расходов местных властей, связанных с ликвидацией последствий загрязнения окружающей среды и взимается с лиц, загрязняющих окружающую среду, независимо от их ведомственной принадлежности или формы собственности за

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками загрязнения;

  • сбросы загрязняющих веществ в поверхностные воды, территориальные и внутренние морские воды, а также подземные горизонты, в т. ч. сбросы, проводимых предприятиями через систему коммунальной канализации.

Строительный сбор, уплачиваемый по согласованию проекта объекта архитектуры органом градостроительства и архитектуры, утверждение архитектурно-технического паспорта, а также внесение изменений в них, предоставление разрешения на выполнение работ, связанных с реконструкцией, реставрацией и капитальным ремонтом объекта архитектуры, отвод земли под будущую застройку, а также получения других разрешений и согласований от органов местного самоуправления или органов исполнительной власти, а также уполномоченных ими организаций и учреждений, необходимых для проведения архитектурных и строительных работ и ввода объекта недвижимости в эксплуатацию или его сноса или разборки. Его предельные ставки изменяются от 20 до 2000 грн.

Этот законопроект устанавливает ставки налогов и сборов в гривневом эквиваленте (а не в процентном отношении к необлагаемого минимума доходов граждан или минимальной зарплаты). Чтобы уберечь ставки от обесценивания, предлагается проведение индексации, если за прошлый отчетный год уровень инфляции превысит 110%.

По предварительным расчетам принятия Закона в предложенной редакции позволит местным бюджетам получать ежегодно около 2,0 млрд. грн., что является первым шагом к обеспечению финансовой независимости органов местного самоуправления.

Вместо того, чтобы способствовать деловой активности и предпринимательству, налоговая система тормозит развитие производства, не позволяет создавать необходимые финансовые резервы для воспроизведения промышленной базы. И действительно, разве заинтересовано предприятие в увеличении реализации продукции, зная, во сколько раз оно увеличит объем реализации продукции, во столько же раз больше будет платить, например, налога на добавленную стоимость и проводить отчисления в Государственный инновационный фонд. Увеличение объема реализации — основание для увеличения валового дохода, влечет рост объекта налогообложения налогом на прибыль.

Не заинтересованы предприятие в расширенные количества рабочих мест. Подключив к производству большее количество работников, оно будет платить больше коммунального налога.

Стимулируя работу работников увеличением заработной платы, предприятие тут же обязано увеличивать суммы отчислений в государственные целевые фонды: Пенсионный, взносов в Фонд для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения (с 1.01.1999 года отменен) и др.

В общем объеме себестоимости продукции 70-75% составляют различные налоги, отчисления, сборы.

Такой оценки удостаивается действующая система налогообложения на каждом совещании по вопросам предпринимательства как в регионах, так и на общегосударственном уровне, поэтому налоговая система Украины требует усовершенствования.

Следует отметить, что в последние годы в направлении реформирования налоговой системы в Украине сделано немало.

Государственной налоговой инспекцией в Кицманском районе с целью дополнительного привлечения средств в местные бюджеты от имеющихся резервов в взыскании в районе местных налогов и зборивбуло направлено председателю райгосадминистрации в течение 2001 года 17 листов и информации. В течение 3-х месяцев этого года подготовлено уже 4 таких письма.

Несмотря на это, внесены предложения по пополнения доходной части городского бюджета отклоняются и не вносятся на рассмотрение сессий местных советов.

инспекцией на 2 сессиях горсовета предлагалось ввести в городе сбор с владельцев собак, является обязательным платежом при наличии объектов налогообложения и практически справляется по всей территории Украины.

Бюджетная система стала сейчас главным механизмом регулирования экономических процессов в государстве и регионах, рычагом социальной политики. Зато составления и исполнения бюджета остается наименее урегулированным процессом. Это и приводит к тому, что из года в год государственный бюджет не выполняется, а местный финансирует городское хозяйство на 30-40 процентов от потребностей.

Задолженность городского бюджета. Кицмань «продолжается» еще с прошлых лет и составляет на сегодняшний день 15500000. Гривен, то есть 71,2 процента годового бюджета.

За 2001 год промышленные предприятия Кицманского района изготовили продукции с приростом 1,0 процента. И из каждых 100 гривен налогов и сборов в городском, поселковом или сельском бюджете остается только 41 гривна, что не позволяет обеспечить нормальное функционирование городского, поселкового или сельского хозяйства, не говоря о том, чтобы оплатить долги.

Городской совет обратился к областным структурам с предложениями: оставить в местном бюджете 70 процентов налогов и сборов, поступающих от предприятий, организаций, учреждений города, закрепить за местными бюджетами в полном объеме подоходный налог с граждан; финансирование государственных программ, связанных с социальной защитой населения, осуществлять за счет средств областного бюджета.

В обращении к высшим органам власти и Президента сессия городского совета предложила: размер финансовых ресурсов, направляемых на перераспределение между территориальными общинами городов, поселков, сел должен составлять по крайней мере 40 процентов объемов сводного бюджета Украины; при расчете нормативов бюджетной обеспеченности на одного жителя не следует учитывать поступления от местных налогов и сборов.

Пора прекратить практику искусственного дотирования бюджетов, если объем дотации может быть перекрыт регулируемыми налогами, взимаемых на соответствующей территории. Финансирование государственных программ, связанных с социальной защитой населения, следует осуществлять из государственного бюджета через органы государственного казначейства.

ИИИ. Направления совершенствования и перспективы местного налогообложения в условиях становления финансовой независимости регионов.

Несовершенство практики местного налогообложения в Украине стала поводом для разработки многих законопроектов по ее усовершенствованию. Так, в проекте Налогового кодекса Кабинета Министров Украины предлагалось изменить состав местных налогов и сборов и ввести 4 местных налога и 9 местных сборов. Перечнем имеющихся предполагалось изъять 6 местных сборов, не имеют важного фискального значения, а затраты зихнього взимания превышают поступления (сбор за выдачу ордера на квартиру, сбор с владельцев собак, три местные сборы, связанные с удержанием на ипподромах, сбор за право проведения кино — и телесъемок). Одновременно предлагалось ввести новые налоги и сборы со значительным налоговым потенциалом, в том числе местные акцизы и сбор за организацию гастрольной деятельности

Перечень, порядок взимания местных налогов и сборов предусмотрено в принятом 13.07.2000 г... Верховной Радой Украины в первом чтении правительственном проекте Налогового кодекса, а именно: уменьшение количества местных налогов и сборов с одновременным внедрением новых, необходимых для поддержания и развития местной инфраструктуры, роль которой в проведении социальной и экономической политики будет возрастать.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.