Учет и аудит нематериальных активов часть 1

3) износ активов, в том числе и нематериальных, которые использовались при проведении НИОКР и непосредственно с ними не связанных;

4) накладные расходы в разумных пределах.

К числу нематериальных активов относят также такую ​​категорию, как «гудвилл» (в переводе с английского дословно — «добрая воля») — деловую

47

Таблица 1.2

Определение затрат на НИОКР

Исследование

Виды деятельности, не относятся к НИОКР

1. Лабораторные исследования с целью

1. Инженерные работы, выполняемые

получение новых знаний.

на начальных этапах производства

2. Исследование с целью определения

изделий на коммерческой основе.

сферы применения изобретений или

2. Контроль качества при выпуске вы

других знаний.

делал на коммерческой основе.

3. Перспективные исследования в су

3. Проведение ремонтных работ при

промежуточных областях знаний.

серийном выпуске продукции.

4. Внесение периодических изменений в прои

Лослилно — конструкторские

бы, выпускаемых или производственные < / p>

разработки

процессы.

1. Проверка исследований в смежных

5. Приведение товаров, выпуска

областях знаний.

ются. в соответствии с требованиями конкрет

2. Разработка, выполнение кон

них клиентов, выполняется на

торских решений и проверка < / p>

постоянной основе.

опытных образцов. .

6. Создание моделей, пробных форм

3. Создание шаблонов пробных

и шаблонов, выполняется на регу

форм и моделей с использованием

лярного основе.

новых технологий.

7. Работы, связанные с перемещением,

повторным введением в эксплуатацию

оборудование, не используется с

< p> целью проведения НИОКР.

репутацию фирмы. Это один из самых сложных и противоречивых видов активов. О которых отражается в балансе. Часто о нем говорят как о именно неосязаемое из нематериальных активов. По своему содержанию деловая репутация фирмы (иначе «цена фирмы», «деловые связи фирмы», «партнеры фирмы») представляет собой разницу между фактической ценой, которая была уплачена за

купленное предприятие, и стоимостью чистых реальных активов предприятия (т. е. за вычетом кредиторской задолженности).
обменник электронных валют
Недавно и в законодательстве Украины появилось определение этого вида активов, а именно "гудвилл — нематериальные актив, стоимость которого определяется как разница между балансовой стоимостью активов предприятия и его обычной стоимостью как целостного имущественного комплекса, возникающего вследствие использования лучших управленческих качеств, доминирующей позиции на рынке товаров (работ, услуг), новых технологий и т. д. »[36].

Этот вид нематериальных активов является единственным в своем роде, поскольку в отличие от патентов, авторского права и других видов активов, которые могут быть реализованы или обменены отдельно, деловая репутация может быть определена только при продаже самого предприятия. Так, например, внушительный список постоянных клиентов и передовая организация производства являются активами, которые нельзя отобразить в балансе, а на то же время эти активы являются причиной превышения продажной цены компании на стоимости, определяемой исходя из суммарной величины ее отдельных активов.

Компания может владеть которой либо формой монополии: государственной или местной, которая может гарантироваться какой-либо форме лицензии. Поэтому, покупатель. приобретая такую ​​фирму, считает, что никто не сможет конкурировать с ним. С другой стороны, при приобретении других активов по отдельности и открытии новой фирмы, первичная компания будет все еще выставлена ​​на продажу, и ее владелец может установить цену, которая будет ниже, чем цена. определена ранее. Поэтому, многие потенциальные конкуренты готовы заплатить дополнительную сумму, чтобы сохранить монопольное положение на рынке.

Расходы на НИОКР, результатом которых стали более эффективные методы производства и повышения качества выпускаемой продукции, могли быть не капитаиизовани в периоды, когда они производились, а начисленные как текущие расходы. Достижение же таких же результатов для предприятия, только появилось на рынке, может быть связано со значительными затратами.

Многие новые фирмы часто без колебаний готовы платить за круг постоянных клиентов, поскольку это дает возможность получения полного прибыли с самого начала деятельности предприятия, а не по истечении времени, необходимого для формирования достаточно широкой клиентуры. Кроме того, предприятие приобретаемого могло иметь выгодные контракты, которые могут быть получены новым владельцем.

Одним из важных факторов, побуждающих покупателей платить за деловую репутацию фирмы, может выступить стоимость рабочей силы и квалифицированное управление предприятием. Наличие высококвалифицированных сотрудников, в том числе и управленческого персонала, является важным активом, который невозможно отразить в балансе. Набор и подготовка необходимой рабочей силы обычно требуют значительных затрат и покупатель действующего предприятия таким образом сможет использовать и это преимущество.

Расположение объектов компании, приобретается. может иметь значительную ценность для работы предприятия данного типа, чем если бы объекты были бы проданы предприятию любого другого типа.

Наличие патентов, торговых марок или товарных знаков также может быть существенным моментом. Часто они могут иметь незначительную стоимость для первоначального владельца или вообще ничего не стоят и не показываются в балансе. Таким образом покупка данных видов активов, если фирма не продается как действующее предприятие, не представляется возможным.

В наиболее общем плане все многообразие факторов и условий. способствующих возникновению данного вида нематериальных активов, можно представить следующим образом:

1. Первоклассная система управления.

2. Монопольное положение на рынке.

3. Эффективная реклама.

4. Наличие секретов производства.

5. Хорошие отношения в трудовом коллективе.

6. Надежная репутация в банке.

7. Наличие эффективной программы обучения персонала.

8. Передовая организация продажи.

9. Льготный налоговый режим.

10. Выгодное местонахождение предприятия.

11. Наличие полезных производственных и коммерческих связей.

Вышеизложенное позволяет нам сделать вывод, что сумма, которую покупатель готов заплатить за деловую репутацию фирмы, напрямую зависит от его представления о размере будущей прибыли, который будет получен фирмой благодаря названным факторам или аналогичным активам, которые трудно определить. Продавец фирмы будет стремиться показать эти активы с лучшей стороны, в то время, как покупатель будет занижать значение тех, которые, по его мнению, является неподходящими или преувеличенными. Поэтому, в большинстве случаев сумма, уплачиваемая за деловую репутацию фирмы, является компромиссом.

На оценку будущей прибыли также влияет экономическое положение страны — находится ли она на пороге роста или спада. При этом учитывается и направленность государственной политики по регулированию экономики: стимулирование экономического роста путем ослабления кредитных ограничений или ужесточение кредитной политики. Важную роль играет состояние конкретной отрасли промышленности, торговли или профессии. Вместе с тем, на величину денежных сумм, выплачиваемых за гудвилл одинаковыми компаниями в разные моменты времени, будет влиять ограниченность или же, наоборот. относительная доступность источников финансирования для такой покупки.

Существуют также случаи, когда сумма, которая могла бы быть получена за всю действующее предприятие меньше, чем в случае, если бы все активы были бы проданы отдельно. Это, в противоположность довольно распространенному мнению, не является «бедвил» поскольку в бухгалтерском учете просто нет такого срока, а на деле будет иметь место отрицательная величина деловой репутации предприятия.

Деловая репутация фирмы подлежит отражению в бухгалтерском учете и отчетности только при покупке предприятия целиком, так как данный вид нематериальных активов не может быть отделен от предприятия

[111]. В международной практике учет составляющих деловой репутации фирмы не ведется в связи с его сложностью.

Действующее законодательство Украины предписывает, что бухгалтерский учет нематериальных активов должен вестись на счете 04 «Нематериальные активы». Этот счет является основным, активным. По дебету отражают поступления нематериальных активов, а по кредиту — их выбытие. Остаток показывает наличие нематериальных активов на определенную дату. Аналитический учет по этому счету ведется по видам нематериальных активов. В частности, по счету 04 «Нематериальные активы» мы считаем целесообразным открывать следующие субсчета:

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.