Состояние и пути совершенствования учета затрат часть 2

Рис. 3.1 Схема записей в регистрах по учету административных расходов в

СООО «Гусаровское».

4. Пути совершенствования учета административных расход СООО «Гусаровское»

4.1 Основные направления совершенствования учета в Украине

Трансформация экономико правового среды, курс на рыночные преобразования в Украине сопровождаются реформированием бухгалтерского учета. Законодательное регулирование новых направлений хозяйственной практики сопровождалось нормативным регулированием бухгалтерского учета вексельных и валютных операций, финансовых инвестиций и себестоимости, приватизационных процессов и арендных отношений, основных фондов и нематериальных активов, оборота имущественных и компенсационных сертификатов, применение единого принципа начисления при определении доходов и расходов предприятия, проведения инвентаризации и оформления документов, составления пересмотренной бухгалтерской отчетности, включая ее сокращенный вариант для малых предприятий.


рунетки

Прежде чем установить основные направления совершенствования учета в Украине, целесообразно определить, как организуется учет в развитых странах, на каком этапе он находится в Украине и как должна меняться в рыночных условиях.

Необходимо констатировать, что без изменений и новаций в правовой системе (не в последнюю очередь в налоговом законодательстве), которые влияют на организацию и методологию бухгалтерского учета, нельзя быть окончательно утверждать о гармонизированной системе бухгалтерского учета.

В условиях коренного реформирования бухгалтерского учета, которое еще не завершено, особенно в отношении практической реализации многих его новых положений, налоговый учет создал для бухгалтерского учета дополнительные проблемы.

Экономический смысл (целесообразность) налогового учета заключается в том, что те выиграть, которые считаются нецелесообразными, не приводили к уменьшению налогооблагаемого дохода и не переводились частично на бюджет ". В финансовом аспекте это означает, что государство не хочет терять свою (задекларированную) долю дохода в прибылях предприятий вследствие субъективных (непродуктивных) действий налогоплательщика как субъекта хозяйствования. Имеются в виду, как правило, расходы, которые не связаны непосредственно с производственной деятельностью, или просто потери, которые нормируются.

Кроме этого, государство может, в зависимости от экономической целесообразности, влиять на размер налогооблагаемой прибыли и другим способом, в частности через амортизацию, изменяя как механизм ее вычисления, так и нормы амортизационных отчислений. В связи с таким выводом возникает следующий вопрос, суть которого заключается в том, возможна ли вообще (в принципе) унификация налогового и бухгалтерского учета.

На наш взгляд, ответ на такой вопрос должен состоять из двух частей. Первая унификация бухгалтерского и налогового учета в принципе возможна, и вторая — невозможна полная унификация, всегда останутся определенные элементы налогового учета, которые будут иметь самостоятельное значение.

Итак, проблема унификации налогового и бухгалтерского учета должно рассматриваться в двух аспектах. Сначала должна быть определена возможность выполнения бухгалтерским учетом тех дополнительных функций, которые сейчас выполняет налоговый учет. И только после этого можно говорить об унификации и разработку в связи с этим практических рекомендаций по изменениям как в бухгалтерском, так и налоговом учете.

Исследования показывают, что наиболее существенные расхождения между налоговым и бухгалтерским учетом имеют место по трем основным позициям: доходы, расходы, амортизация. Основная причина этого в том, что они регулируются различными директивными документами.

Главной задачей трансформации бухгалтерского учета, как отмечается в Программе реформирования бухгалтерского учета с применением международных стандартов финансовой отчетности МСФО, является приведение национальной системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствие с реалиями рыночной экономики и международных стандартов финансовой отчетности. Однако, на практике довольно часто наблюдается механическое заимствование положений МСФО, что затрудняет реализацию основных задач и функций, реальное макро — и микроуправления экономикой государства.

В развитие этой мысли можно привести, например, такие факты:

  • распределение учета на бухгалтерский и налоговый, поскольку сознание тяжело воспринимает два официальных доходах: один & mdash; для органов государственной налоговой службы, а второй — для собственников и инвесторов. Кроме этого, & bdquo; попытка наладить отношения бюджета с налогоплательщиками путем создания на предприятиях независимо от форм собственности за счет их средств так называемого налогового учета в соответствии с действующим законодательством Украины также свидетельствует об игнорировании методологических основ бухгалтерского учета ". По нашему убеждению, для каждой из этих экономических категорий нужен отдельный Закон, то есть Закон «О расходах», Закон & bdquo; О доходах «, Закон & bdquo; Об амортизации». Этими законодательными актами должны регулироваться все правовые аспекты экономических процессов, связанных с формированием доходов, расходов, амортизации. И уже в соответствии (корреспонденции) с этими основополагающими документами должны разрабатываться все остальные документы в отношении доходов, расходов, амортизации, то есть законы доводить до инструктивного уровня с учетом условий их применения;

  • использование условных хозяйственных операций и событий после отчетной даты, основанные на профессиональном суждении бухгалтера. Например: оценка части дебиторской задолженности как безнадежной и отнесение сумм по ней в ущерб тому подобное. В условиях неразвитых рыночных отношений, особенно в сельском хозяйстве, данное нововведение переводит объективной в субъективную плоскость оценку активов и, соответственно, открывает легальный путь к фальсификациям;

> введение в условиях неразвитых рыночных отношений, особенно в сельском хозяйстве, категории & bdquo; справедливая стоимость ". Даже зарубежные эксперты, обобщая российский опыт, & bdquo; ,. убедились, что введение в СНГ справедливой стоимости только резко увеличит риск принятия управленческих решений ".

Аграрные предприятия с начала 2000 года организуют бухгалтерский учет в соответствии с общими требованиями П © БУ, нового Плана счетов и типовых форм регистров бухгалтерского учета, утвержденных Министерством финансов Украины. Но отрасль имеет свои отличия, связанные с особенностями приватизации, использованием земли как основного средства производства, специфического формирования результатов труда, является следствием сочетания природных и экономических процессов, требующих дополнительного учета при трансформации бухгалтерского учета. Поэтому актуальным остается вывод акад. П. Т. Саблука, что & bdquo; для экономистов-аграрников, в т. ч. учетной направления, особенно ученых, нет сейчас более ответственной задачи, чем решение вопроса отражения в системе бухгалтерского учета, балансе, как это делается в странах мира, всех составляющих аграрного капитала, учета земельной ренты и ее распределения ".

На сегодняшний день недостаточное внимание уделяется положениям организации учета.

Среди последних немедленного решения требуют три главных их составляющие: организация документирования хозяйственных операций, бухгалтерская отчетность и внедрение системы требований и критериев ведение бухгалтерского учета по бумажным и компьютерными формами учета.

Утвержденные Минстатом Украины в период 1995—1996 гг. типовые формы первичных документов бухгалтерского учета охватывают лишь незначительную часть хозяйственных операций. Фактически, до сегодняшнего дня, документирования большинства хозяйственных операций предприятиями АПК осуществляется па типовых бланках, утвержденных еще приказами Минстата и Минсельхозпрода СССР в 1971—1972 гг.

Очевидно, что решение данной проблемы требует согласованных действий всех компетентных государственных учреждений с целью введения в каждой отрасли однотипной системы первичной документации для обеспечения учетных записей в соответствии с П © БУ. Полагаться на то, что данную проблему может решить только Минфин с Госкомстатом Украины является неразумным.

Отдельной проблемой, требующей совместных усилий Минфина, Госкомстата, ГПУ и Минагрополитики, является разработка единой системы первичного учетного документооборота, который бы удовлетворял потребности бухгалтерского и налогового учета при фиксации хозяйственных операций, формирующих объекты налогообложения.

Одной из главных звеньев в решении проблем, связанных с недостаточным вниманием положением организации учета является формирование системы отчетности предприятий. Согласно действующему законодательству Министерство аграрной политики не имеет возможности организационно и методически обеспечить формирование эффективной системы отчетных показателей, что, в целом, делает невозможным проведение эффективной аграрной политики государства.

Важное значение имеет отработка в государстве требований и критериев форм бухгалтерского учета. Работа должна проводиться не только с учетом компьютерных технологий, но и учитывать технологию производства, унификовуючы аналитические и синтетические регистры бумажных и компьютерных форм учета по отраслям.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.